Трамповое судоходство

Наряду с непрерывно растущими перевозками больших партий однородных грузов спорадически будет возникать необходимость в перевозке на различных морских линиях заметного количества неоднородных грузов. Благодаря этому сохранится поле деятельности, правда, относительно меньшее, для трампового судоходства. Судно, специализированное на перевозке одного какого-нибудь вида грузов, явно непригодно для этого, так как слишком велик риск оставить его незагруженным. Здесь можно применять только универсальные, а также комбинированные суда, причем роль последних возрастет. Но универсальность не является единственным качеством, которым должны обладать трамповые суда. Дело в том, что при эксплуатации такого судна постоянно приходится сталкиваться с изменяющимися навигационной обстановкой и условиями в портах. Типичным примером трампового судна может послужить известное двухпалубное универсальное сухогрузное судно, способное перевозить разнообразные грузы. Но оно обладает присущим всем универсальным судам недостатком — меньшей приспособленностью к проведению грузовых операций по сравнению со специализированными судами. Этот недостаток особенно сказывается при перевозке насыпных грузов. Просчитать стоимость доставки грузов из Индонезии здесь в РФ через Усть-Лугу, СПб, Таллинн. В связи с этим наряду с универсальными сухогрузными судами необходимо использовать универсальные суда для перевозки массовых грузов, которые могли бы участвовать в трамповом судоходстве. Судно для транспортировки навалочных грузов благодаря широкому спектру перевозимых им видов грузов уже представляет собой решение, содержащее в себе зародыш будущего универсального судна для перевозки массовых грузов.

Судно для перевозки навалочных грузов появилось сравнительно недавно: после второй мировой войны на базе известных конструкций рудовозов и углевозов. В отличие от танкеров, где плотность перевозимых жидких грузов колеблется не очень существенно и объем грузовых танков, требующийся для размещения одной тонны груза, остается почти неизменным, удельный погрузочный объем сухих массовых грузов изменяется в очень широких пределах. Например, для легкого зерна требуется в пять раз больший объем грузовых помещений, чем для хромовой руды. Для обеспечения перевозки возможно большей номенклатуры массовых грузов при полном использовании грузоподъемности универсальное судно должно иметь как можно большую вместимость грузовых помещений. Для безопасности перевозки руда должна заполнять трюм доверху во избежание потери остойчивости вследствие ссыпания руды на один борт. Это необходимо также для того, чтобы поднять центр тяжести судна с целью предотвращения чрезмерной остойчивости, которая приводит к порывистой качке. Таким образом, при перевозке на судне легких насыпных грузов заполняются все трюмы, а при транспортировке тяжелых навалочных грузов — только часть трюмов, но доверху. С учетом этого строятся и будут строиться в будущем все суда для перевозки навалочных грузов. Что касается главных размерений таких судов, то здесь надо исходить из того, что судам для перевозки навалочных грузов в трамповом плавании придется заходить в обычные порты, в связи с чем рост их размеров сильно ограничивается. Возможные отличия от теперешних судов для перевозки навалочных грузов, которые уже вписались в долгосрочную систему снабжения промышленных центров, будут заключаться, прежде всего, в оснащении их средствами для проведения грузовых операций. За счет установки собственных средств для погрузки и выгрузки суда такого типа смогут иметь широкую автономию в смысле возможности их использования на различных грузовых линиях

Суда для перевозки навалочных грузов

1 — без собственных перегрузочных средств; 2 — с поворотными грузовыми кренами; 3 — с передвижным палубным портальным краном, оснащенным грейфером; 4 — с передвижным вдоль палубы черпаковым перегружателем, оснащенным выносным ленточным конвейером; 5 — с установленным под грузовыми трюмами ленточным конвейером; груз, поступающий на палубу, подается на берег с помощью выносного конвейера

Дальнейшим шагом на пути обеспечения универсальности является создание комбинированных судов для попеременной перевозки навалочных и штучных грузов. Это позволило бы одному и тому же судну обслуживать грузопоток промышленных изделий, направляющихся в развивающиеся страны, и поток массовых грузов в обратном направлении. Особенно благоприятные перспективы имеются у судов, предназначенных для перевозки различных видов груза с близкими удельными погрузочными объемами. На таких судах были бы обеспечены низкие фрахтовые ставки, так как несмотря на универсализацию в этом случае можно добиться хорошего использования и грузоподъемности, и грузовместимости. С учетом этих соображений могут быть созданы, например, суда для перевозки легких массовых грузов, таких как лес, автомашины и контейнеры, в комбинации с легкими насыпными грузами. Появлению такого варианта способствует возрастание доли унифицированных штучных грузов, перевозки которых, особенно леса, проката, грузовиков, становятся массовым грузопотоком. Хорошие предпосылки для организации комбинированных перевозок насыпных и жидких грузов имеются на рудовозах. Нефте-рудовозы в высокой степени приспособлены для трампового судоходства. Но гораздо большие возможности для перевозок грузов различного вида открывались бы у судна, которое в одном и том же грузовом помещении перевозило бы и нефть, и насыпные грузы, и унифицированные штучные грузы. Строительная стоимость такого судна была бы примерно на 10% выше, чем танкера или специализированного судна-навалочника, что не позволило бы ему конкурировать с ними. В равной степени такое судно не выдержало бы конкуренции и с контейнеровозом из-за низкой скорости вследствие большой полноты обводов. Преимущество судна заключается в его универсальности, в большей эксплуатационной гибкости, что имеет особое значение для будущего трампового судоходства.

Поперечное сечение универсального судна с грузом

1 — автомашины; 2 — пакетированные пиломатериалы или контейнеры; 3 — насыпной груз; 4 — нефть; 5 — металл или тяжеловесы

Но как должно выглядеть судно, которое сможет успешно перевозить тяжелые и легкие насыпные, а также жидкие грузы и унифицированные грузовые единицы в виде контейнеров, пакетов, автомашин, а кроме того, будет иметь конструкцию, допускающую быстрое проведение грузовых операций? До настоящего времени ни одно из судов не обладает такими качествами — здесь открывается большой простор для полета фантазии. Может быть такое судно будет очень широким однокорпусным с повышенной остойчивостью. Под его полностью закрытой главной палубой можно будет перевозить сыпучие или жидкие грузы, а на главной палубе — контейнеры в ячейках или грузовые единицы на колесах. Погрузка и выгрузка жидких грузов производились бы с помощью проложенных на борту судна трубопроводов. Сыпучие грузы поступали бы на такое судно с носа через устроенную там большую воронку. Груз из этой воронки ссыпается на проложенный в продольном направлении под палубой судна ленточный конвейер и с помощью его распределяется по отдельным трюмам. Для выгрузки служит другой конвейер, устроенный внизу на уровне второго дна. Этот конвейер перемещает груз в нос, откуда он передается на берег с помощью поворотного ленточного конвейера — лотка (абзет-цера). Грузить на судно (выгружать с него) контейнеры можно с помощью береговых кранов или собственных перегрузочных средств. По откидной аппарели с кормы на такое судно могли бы вкатываться (выкатываться с него) грузы на колесах: автомашины, трейлеры, автопогрузчики с пакетами или поддонами, а при случае — тяжеловесные и негабаритные грузы. Балластные пробеги такого судна резко сократятся, так как на нем можно перевозить всевозможные виды грузов, за исключением, разве, химикалий и сжиженных газов. Такому судну работа нашлась бы всегда. Однако подобное судно, предназначенное для трампового плавания, появится только в случае положительного ответа на вопрос об его экономичности.

Универсальное сухогрузное судно для перевозок грузов на колесах, контейнеров и насыпных грузов.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика