Контейнерные суда

В конце 60-х гг. на морском транспорте появился новый метод перевозки грузов в специальной таре, которая называется контейнером. Эта универсальная упаковка дает большую экономию труда во время перевозки; при стандартных размерах контейнеров и при соответствующем оборудовании судов обеспечивается очень быстрая погрузка и разгрузка и наиболее рациональное использование трюмов судна. Существуют два основных типа контейнеров: так называемые ISO-контейнеры размерами 6,1X2,44X2,44 м (20Х8Х8 футов) и контейнеры размерами 12,2X2,44X2,44 м (40X8X8 футов). Первые составляют в настоящее время примерно 50% мирового состава, вторые, больших размеров, - примерно 20%. Наибольшее распространение получили металлические контейнеры с открывающейся торцевой стенкой без каких-либо дополнительных устройств. Кроме того, имеются рефрижераторные контейнеры с изолированными стенками и контейнеры, оборудованные независимой холодильной установкой, а также контейнеры для массовых или жидких грузов. Через сайт идет продажа контейнеров 20 фут оптом Холодильную установку рефрижераторного контейнера во время транспортировки можно присоединять к холодильной установке судна, чтобы поддерживать соответствующую температуру.

Одновременно с динамичным развитием контейнерных перевозок начали строить специальные суда, на которых можно крепить и транспортировать контейнеры. Но так как темпы постройки новых судов не могут сравниться с темпами развития контейнерных перевозок, в последнее время многие суда для генеральных или массовых грузов были перестроены или оборудованы исключительно или частично для перевозки контейнеров. Так возникли полуконтейнерные суда с ограниченной погрузочной площадью. Они служат в основном для транспортировки генерального груза в нестандартной упаковке и для перевозки определенного количества стандартных контейнеров. Оборудование судна для перевозки контейнеров состоит главным образом в том, что в трюмах располагают направляющие из профильной стали, в которых в вертикальном положении устанавливают и закрепляют контейнеры, что исключает их горизонтальные перемещения при крене судна.

Чтобы максимально использовать грузовместимость судов, часть контейнеров транспортируется как палубный груз. Поэтому должна быть гарантирована определенная прочность контейнеров в условиях волнения на море. Контейнеры, транспортируемые на палубе, в зависимости от размеров укладываются в один, два, три и даже четыре ряда. От перемещений их удерживают особые фиксаторы, цепи и талрепы. Суда, построенные исключительно для перевозки контейнеров, называются контейнеровозами. Они делятся на две группы: фидерные и морские. Дедвейт фидерных судов 1000—2000 т; они доставляют контейнерные грузы из малых портов в большие порты, где контейнеры перегружаются на морские суда. Другая область применения таких судов - каботажное судоходство. Наибольшее распространение получили морские контейнерные суда. Они ходят на океанских линиях, таких как Европа — Северная Америка, Северная Америка — Дальний Восток, Европа — Дальний Восток. Если контейнерные суда первого поколения (до 1968 г.) имели дедвейт 12—15 тыс. т и значительную по тем временам скорость почти в 20 уз, то дедвейт судов второго поколения (1969—1971 гг.) возрос до 25 тыс. т, а скорость — до 24 уз. В дальнейшем, т. е. в 1971 —1972 гг., появились контейнеровозы дедвейтом 25—50 тыс. т со скоростью 26—33 уз. Таких скоростей достигали в транспортном флоте только пассажирские суда во времена своего расцвета.

Высокие скорости и большая грузоподъемность современных контейнеровозов требуют установки очень мощных двигателей. Так, контейнеровоз «Евролайнер» при дедвейте 28 432 т и скорости 26 уз имеет в качестве двигателя газовую турбину с номинальной мощностью 39 643 кВт и максимальной 46 336 кВт. Контейнеровместимость современных контейнеровозов, благодаря соответствующему оборудованию трюмов и размерам палуб (примерно 1/3 контейнеров перевозится на палубе), очень велика; у судов дедвейтом 60 тыс. т она составляет 3 тыс. 20-футовых контейнеров. Морские контейнеровозы, которые на регулярных линиях обслуживают большие и хорошо оборудованные порты, не имеют, грузовых средств на борту. Суда меньших размеров оборудованы собственными грузовыми средствами, например, козловыми кранами. Из-за большого количества палубного груза, который закрывает передний обзор, контейнеровозы обычно имеют очень высокие надстройки и дополнительно оборудуются телевизионными камерами, установленными на носовой мачте. Машинные отделения размещены, как правило, в корме, там же находятся надстройки, но иногда и надстройки, и машинные отделения сдвигают немного в нос. У некоторых судов, например у американского контейнеровоза типа «Си Биту» дедвейтом 16 тыс. т, ходовой мостик находится в надстройке, почти совсем сдвинутой в нос. Благодаря этому обзор значительно улучшен и обеспечена равномерная и высокая загрузка палубы судна. Однако проживание в такой надстройке для команды не очень удобно из-за сильной качки. Современные контейнеровозы имеют высокую степень автоматизации и оборудуются соответствующими навигационными приборами. Особые успокоительные цистерны, которые автоматически заполняются или осушаются, уменьшают крен судна во время перегрузки. Это еще более облегчает погрузочно-разгрузочные работы в порту и сокращает их длительность.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика