Палубы и подпалубный набор

Палубы — это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально. Самая верхняя непрерывная палуба - главная палуба - закрывает корпус судна сверху и образует, одна или с палубой длинной надстройки, верхнюю оболочку корпуса. Палубы ниже главной имеют задачу увеличивать полезную площадь судна для размещения пассажиров и грузов. Палубы выше главной называют палубами надстроек. Вертикальное расстояние между палубами, на которых размещаются экипаж и пассажиры, составляет от 2,2 до 2,8 м. Высота между грузовыми палубами - от 2,5 до 3,5 м, а высота грузовых помещений, лежащих под самой нижней палубой, 6 м и больше. Толщина настила главной палубы зависит от длины судна, от высоты борта до главной палубы, высоты твиндека, от осадки, системы набора (продольная или поперечная) и расстояния между бимсами, а также от ширины непрерывной палубы между грузовыми люками и наружной обшивкой. При этом толщина палубного настила варьируется в зависимости от величины местных нагрузок, действующих на корпус судна: в средней части судна они наибольшие, а к оконечностям становятся меньше. Кроме того, листы палубного настила между люками обычно значительно тоньше, чем листы между люками и наружной обшивкой. Толщина листов главной палубы колеблется от 5 до 30 мм в зависимости от длины судна. Углы люков обшивают усиленными или удвоенными листами, чтобы избежать разрыва палубного настила вследствие концентрации напряжений. Настил нижних палуб имеет несколько меньшую толщину, которая зависит от нагрузки и от расстояния между бимсами и составляет у небольших судов примерно 5 мм, а у больших судов редко превышает 1 2 мм. Палубный настил, подобно наружной обшивке, изготовляется из отдельных поясьев листов, причем поясья, лежащие у ширстрека, называются палубными стрингерами, а поясья, проходящие вдоль люков, люковыми стрингерами.

До палубных стрингеров все поясья листов проходят параллельно диаметральной плоскости. Палубные стрингеры сужаются у оконечностей судна и заканчиваются листами, расположенными поперек судна. В средней части судна палубные стрингеры главной палубы иногда склепывают с помощью стрингерного угольника с наружной обшивкой судна (с ширстреком). Проходящие поперек судна бимсы при продольной системе набора несут на себе палубный настил и груз, лежащий на палубе. Их подкрепляют продольными подпалуб-ными балками и пиллерсами в одном или нескольких местах по ширине судна. Продольные подпалубные балки проходят через рамные бимсы и опираются на них. Размеры бимсов зависят от нагрузки на палубу, длины пролета и расстояния между бимсами; кроме того, бимсы главной палубы в средней части судна должны иметь минимальную жесткость (момент инерции), которая зависит от толщины главной палубы, чтобы при сжимающих напряжениях предохранить палубный настил от деформаций. Со шпангоутами палубные бимсы соединены с помощью книц. Бимсы, прерванные входными люками или другими вырезами, подкреплены карлингсами (продольными балками), которые крепятся на усиленных палубных бимсах. Продольные подпалубные балки состоят из сварных профилей. В местах прохода бимсов они снабжены вырезами в соответствии с профилем бимса. От деформаций и смещений тавровые профили предохраняются бракетами. К поперечным переборкам продольные подпалубные балки обычно присоединены с помощью книц. Размеры продольных балок зависят от нагрузки на палубу и от пролета и ширины перекрытия, на которое приходится нагрузка. Пиллерсы проходят от флоров или настила второго дна до самой верхней палубы; на отдельных палубах они стоят точно друг над другом, так как в противном случае бимсы получили бы дополнительную изгибающую нагрузку. Пиллерсы изготовляют из стальных труб (реже из угольников) или другого сортового проката. На концах они имеют пяточные плиты и верхние накладки, а по обеим сторонам стенки продольной балки - вертикальные бракеты, которые служат для надежной передачи давления палубы и бимсов на пиллерсы и предотвращают боковое смещение продольной балки. Поперечные сечения пиллерсов определяются нагрузкой и длиной.

Палубы:

а — названия палуб; b — палуба при поперечной системе набора; с — палуба при продольной системе набора

1 — палуба юта; 2 — главная палуба (палуба переборок и палуба надводного борта); 3 — вторая палуба; 4 — туннель гребного вала; 5 — навигационный мостин; 6 — командный мостик; 7 — шлюпочная палуба; 8 — палуба средней надстройки; 9 — днищевая обшивка; 10 — палуба бака; 11 — третья палуба; 12 — настил второго дна; 13 — швы; 14 — грузовые люки; 15 — стык; 16 — подкрепления люка; 17 — машинная шахта; 18 — палубный стрингер; 19 — бимсы; 20 — карлингс; 21 — ромбовидный лист; 22 — рамные бимсы; 23 — люковые стрингеры; 24 — настил палубы (рядом с бортом и люками палубные и люковые стрингеры); 25 — настил между люками; 26 — продольные подпалубные балки; 27 — рамный бимс; 28 — гофрированная переборка.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика