Прогноз развития морского транспорта

Рейс атомного ледокола «Арктика» проложил новые, нетрадиционные пути для мировой торговли. Он является символом общественного предназначения судоходства и судостроения: самая современная и могучая транспортная техника целеустремленно применяется для создания все новых и лучших связей между народами и странами на благо людей. Будущее человечества, бесспорно, заключается в достижении органического единства между техническим и общественным прогрессом. Судоходство открывает пути к источникам сырья и энергии, делает возможными рациональное разделение труда и сотрудничество в мировом масштабе, что составляет материальную основу человеческой жизни и благосостояния. Поэтому морской транспорт является ныне насущной потребностью человеческого общества. Это можно проиллюстрировать следующими цифрами. В настоящее время около 42 тыс. морских судов общей грузоподъемностью почти 800 млн. т перевозят на большие расстояния свыше 4 млрд. т грузов, что составляет подавляющую часть товаров мировой торговли. В то время как население земного шара удвоится примерно через тридцать лет, а потребление энергии увеличится вдвое лет через двадцать, объем морских перевозок грузов по прогнозам экспертов возрастет в два раза уже через десять лет. Это означает, что средние темпы роста мирового торгового флота будут опережать темпы увеличения выпуска промышленной продукции, и общая грузоподъемность ежегодного пополнения флота должна составлять около 50 млн. т.

Необходимо принять во внимание также следующие соображения. Не подлежит сомнению, что возможности международного разделения труда и растущего товарообмена в мировом масштабе еще далеко не исчерпаны. Это подтверждается объективными закономерностями развития производительных сил, которые делают необходимыми дальнейшую специализацию и кооперацию производства и ведут к интернационализации экономической жизни — глобализации. Возрастающие потребности в транспорте дают разносторонние импульсы развитию транспортной техники, что само по себе ведет к увеличению объема производства и товарообмена. Поэтому можно исходить из того, что высокие темпы развития морской транспортировки грузов, особенно массовых, будут иметь стабильный характер. Средний ежегодный прирост объема морских перевозок грузов будет увеличиваться. Этот прирост для сырой нефти и нефтепродуктов будет несколько выше, а для сухих массовых и генеральных грузов — ниже. Кратко- и среднесрочные прогнозы основаны на тенденциях технического и экономического развития, которые отчетливо видны уже в настоящее время. Это, в частности, продолжающийся процесс изменения структуры морских грузопотоков, начавшийся еще в 70-х годах XX-го века увеличением объема перевозок массовых грузов, особенно нефти. Данный процесс характеризуется применением все больших и более специализированных судов. На тот же период времени приходится усиление унификации грузовых единиц генеральных грузов путем применения поддонов, флетов ( Флет — контейнер с легкими стенками, но без крыши.), грузовых сеток, пакетов и прежде всего контейнеров различного вида и размеров. Этим началась в судоходстве волна рационализации, направленная в первую очередь на ускорение и облегчение грузовых операций, но приведшая также к изменениям типов судов. Наконец, естественно, что сквозная интенсификация и рационализация не могут ограничиться одним только морским транспортом, они должны распространиться и на смежные виды транспорта, т. е. на все звенья транспортного конвейера, должны быть согласованы и координированы для достижения наиболее полного эффекта.

Разумные комбинации сухопутных и морских транспортных средств, сухопутные транспортные «мосты», сплошная контейнеризация грузов, доставка грузов по принципу «от двери к двери» — таковы основные особенности, характеризующие современные направления развития транспортной техники и организации международного морского судоходства. Под влиянием научно-технического прогресса начался процесс развития и в области судоходства. Динамика этого процесса зависит не только от изобретательности и организаторского таланта людей, но и очень существенным образом от общественных отношений, внутри которых этот процесс происходит. Не общественные потребности, а исключительно погоня за прибылями стимулирует капиталистические судоходные компании и судостроительные верфи к поискам все новых и лучших средств и путей реализации капитала в судоходстве и его приумножения. Технические новинки и продуманная организация являются только средством получения прибылей путем эксплуатации трудящихся. В условиях капитализма технический и общественный прогресс отнюдь не являются идентичными понятиями. Возобновившийся в 2008 г. глубокий кризис развеял иллюзии о бесперебойно продолжающемся развитии морского транспорта. Объем морских перевозок грузов уменьшился по абсолютной величине, и хотя морской торговый флот еще продолжает численно расти, многие суда были поставлены на прикол. Примерно четверть тоннажа наливного флота оказалась излишней. Застывшие на якорях в бухтах и фиордах супертанкеры новейшей постройки представляют собой печальную картину.

Поскольку судоходные компании и грузоотправители играют в международном судоходстве доминирующую роль, диспропорция между имеющимся в наличии тоннажем морского торгового флота и объемами грузов, предназначенных для перевозки морем, будет возникать и в будущем; другими словами, кризисы в судоходстве неизбежны. В результате возрастает концентрация морского транспорта в руках небольшого числа крупных судоходных монополий и транспортных концернов, расширяется рационализация и происходит быстрая замена старой техники новой, что зачастую означает отказ от еще вполне пригодной для использования по прямому назначению техники. Мероприятия по преодолению последствий старого кризиса одновременно становятся фундаментом нового. Такое диалектическое развитие вытекает из глубин общего кризиса капиталистической системы судоходства. Учитывая сложившуюся в мире политическую ситуацию и тенденции ее развития, можно считать, что будет преодолен действующий еще в настоящее время принцип, согласно которому на линиях между мировыми экономическими центрами применяется современная высокоэффективная транспортная техника, а на перевозках между развивающимися странами — обычная устаревшая техника. Наряду с количественным увеличением тоннажа торговых флотов развивающихся стран, которое позволит им занять подобающее место в международном морском судоходстве, первоочередной задачей судоходства является интенсификация, т. е. повышение качества и эффективности морских перевозок грузов. Конкретно интенсификация заключается в сокращении времени обработки грузов и судов, сокращении транспортных расходов и повышении полезного эффекта с помощью новой транспортной технологии и новых судов. Современный уровень знаний в этой области, а также дальнейший технический прогресс открывают большие возможности в этом деле; однако не каждая отвечает требованиям экономики и условиям охраны окружающей среды, а потому не каждая приемлема. Возрастает ответственность ученых и техников перед обществом за разумное использование техники. Их знания и научные результаты в будущем должны служить исключительно делу общественного прогресса. В противоположность этому в высокоразвитых капиталистических странах широко распространено мнение, что один только научно-технический прогресс способен решить все политические, социальные и экономические проблемы будущего. Однако без изменения общественных отношений, без ликвидации эксплуатации и капиталистической системы извлечения прибылей этого не удается сделать даже с помощью самой новой техники.

Неразрывная связь между техническим прогрессом и процессом общественного развития делает затруднительным точное прогнозирование. Однако три следующих факта можно считать твердо установленными:

— во-первых, темпы технического прогресса по сравнению с прошлым временем существенно возросли;

— во-вторых, сократился этап внедрения научных разработок на транспорте;

— в-третьих, сама наука начинает играть все более важную роль в техническом и организационном обеспечении транспортного прогресса на море.

Можно также сделать обоснованные предположения о будущем такой специфической отрасли, как морской транспорт, если учесть, что в этой, преимущественно обобществленной, отрасли хозяйства сознательно используются положения науки. При проектировании и постройке новых судов — долговечных и дорогостоящих инженерных сооружений — уже сегодня необходимо учитывать будущие условия их эксплуатации. Это обстоятельство вынуждает при составлении прогнозов проявлять трезвый подход и научную осмотрительность. Должны быть отчетливо определены закономерные противоречия и ограничения развития, с тем чтобы их можно было разрешить или устранить. Однако реалистичность и осмотрительность ни в коем случае не исключает предвидение и творческую фантазию человека, а наоборот, скорее предполагают их наличие.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика