Составляющие нагрузки судна

Водоизмещение судна - это масса объема воды в тоннах, вытесненная корпусом до допустимой грузовой ватерлинии, которая по закону Архимеда равна массе судна. Масса судна складывается из собственной массы судна и его грузоподъемности (массы полезного груза).

В собственную массу судна порожнем входят:

- корпус судна, оборудованный инвентарем и запасными частями; готовая к эксплуатации энергетическая установка с инвентарем и запасными частями; вода в котлах, трубопроводах, насосах, конденсаторах, охладителях;

- топливо во всех эксплуатационных трубопроводах;

- углекислота и рассол или другие эксплуатационные материалы в холодильных установках и противопожарных системах;

- остаточная вода в льялах и цистернах, которая не может быть удалена насосами, а также сточные воды и влага.

Грузоподъемность в тоннах с объемом трюмов и эксплуатационной скоростью - важнейшая экономическая характеристика судна; она должна гарантироваться верфью, так как занижение ее наказывается договорными штрафами. Валовая грузоподъемность - дедвейт судна - включает все массы, которые не относятся к водоизмещению судна порожнем, такие как:

- полезный груз (включая почту);

- экипаж и пассажиры с багажом;

- все эксплуатационные материалы (запасы топлива, смазочные материалы, масла, котельная питательная вода) в цистернах для запасов;

- судовые запасы, такие как краски, керосин, дерево, смола, канаты;

- запасы для экипажа и пассажиров (питьевая вода, вода для мытья и провизия);

- оборудование для крепления грузов, такое как деревянные упоры, брезенты и мачты, продольные полупереборки для сыпучих грузов;

- специальное оборудование у особых типов судов, например промысловое оборудование (сети, тросы, тралы).

Между важнейшими составляющими нагрузки существуют определенные соотношения, которые влияют также на экономичность судов.

Отношение водоизмещения судна порожнем к водоизмещению в полном грузу зависит главным образом от типа судна, района плавания, скорости судна и от конструкции корпуса. Так, например, водоизмещение грузового судна порожнем с нормальной эксплуатационной скоростью (14—16 уз) без ледовых подкреплений составляет примерно 25% водоизмещения в полном грузу. У ледокола, который должен иметь мощные двигатели и особо усиленный корпус, водоизмещение порожнем составляет примерно 75% полного водоизмещения. Если грузовое судно имеет полное водоизмещение 10 тыс. т, то водоизмещение порожнем составляет примерно 2,5 тыс. т, а его дедвейт примерно 7,5 тыс. т, в то время как большой ледокол такого же водоизмещения имеет водоизмещение порожнем примерно 7,5 тыс. т и дедвейт 2,5 тыс. т. Отношение массы энергетической установки к полному водоизмещению определяется скоростью судна, типом двигателя (дизельная, паротурбинная, дизель-электрическая установка и т. д.), а также типом судна. Повышение скорости судна при одинаковом типе установки всегда ведет к увеличению мощности двигателя и, следовательно, к увеличению названных отношений. У судов с дизельной установкой масса двигателя больше, чем у судов с установками других типов. Поскольку к энергетической установке относятся также вспомогательные механизмы для производства электрической энергии и силовые установки холодильников, то масса энергетических установок пассажирских, рефрижераторных и промысловых судов больше, чем масса установок обычных грузовых судов такого же водоизмещения. Так, масса энергетической установки грузовых судов составляет 5—10%, пассажирских судов - 10—15%, рыболовных судов 15—20%, а буксиров и ледоколов, как правило, даже 20—30% полного водоизмещения.

Отношение массы корпуса судна к водоизмещению определяется массой голого корпуса судна и массой его оборудования. Все эти массы зависят от типа судна и, следовательно, от его назначения. На массу корпуса судна влияют не только его главные размерения и их соотношения, но и объем надстроек и ледовых подкреплений. Существенную роль играет также система набора и применение конструкционных сталей высокой прочности, особенно для судов длиной более 160 м. Масса оборудования зависит от назначения судна; например, у пассажирских судов из-за пассажирских кают, общественных, хозяйственных помещений и др. или у рыболовных судов (промысловых и обрабатывающих) из-за кают для экипажа, машин для переработки рыбы и оборудования холодильников она существенно больше, чем у обычных грузовых судов и танкеров. Отношение дедвейта к полному водоизмещению (коэффициент использования водоизмещения по дедвейту) лучше всего характеризует экономичность грузовых судов (если не говорить о скорости судна). У буксиров и ледоколов дедвейт определяет в первую очередь дальность плавания (длительность рейса), так как у судов этих типов дедвейт расходуется главным образом на топливные материалы и запасы. Самый большой коэффициент использования водоизмещения по дедвейту имеют грузовые суда и танкеры (от 60 до 70%), самый маленький - буксиры и ледоколы (от 10 до 30%).

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика