Тяжеловесы тяжелеют

Расширяется объем перевозок промышленных установок в сборе. Для многих стран и целых регионов строительство новых заводов и создание целых отраслей промышленности являются в настоящее время первоочередной задачей. Такое положение сохранится и в последующие годы. В большинстве случаев поставщику значительно удобнее собирать промышленные агрегаты или большие их узлы на собственном заводе, чем на месте их установки, даже не вникая в дальнейшие детали, можно сделать вывод, что экономические побудительные мотивы для расширения объема перевозок тяжеловесных грузов налицо. Если в предшествующие годы перевозка грузового места массой 50 или 100 т расценивалась, как сенсационное событие, то сейчас транспортировка грузов массой до 300 т на специальных судах, предназначенных для перевозки тяжеловесов, — явление ординарное. Такие суда, как теплоход «Брокен», могут принимать на борт грузы массой до 550 т. Некоторые западноевропейские судоходные компании имеют небольшое число судов, способных перевозить грузы массой от 800 до 1000 т.

Грузовые операции на судах для перевозки тяжеловесных грузов

Слева: судно с грузовым устройством, сдвинутым на борт. Справа: судно, грузовое устройство которого опирается на причал

Для перевозок тяжеловесов необходимы не только судно с перегрузочными средствами большой грузоподъемности, но и хорошо продуманная транспортная цепь, не имеющая пробелов. Для организации экспорта тяжеловесов сначала должна быть выбрана трасса перемещения их от завода-изготовителя до экспортного морского порта. Поскольку при транспортировке таких грузов нагрузка на железнодорожные мосты зачастую превышает допустимую, приходится перевозить грузы по автострадам. В принципе для этой цели можно использовать внутренний водный транспорт, но в большинстве случаев предприятие-поставщик не имеет непосредственного доступа к внутренним водным путям, а близлежащий речной порт — кранов достаточной грузоподъемности. К тому же, условия проходимости под мостами существенно ограничивают габариты грузов. морские перевозки грузов здесь Вот поэтому и приходится использовать буксируемые автотягачами колесные платформы, на которых тяжеловес массой в сотни тонн медленно, часто со скоростью улитки передвигается по дорогам и объездам. Доставка этого тяжеловеса в морской порт, требующая самой напряженной работы сопровождающего персонала, длится несколько дней или даже недель. Перегрузка тяжеловеса в морском порту и транспортировка его морем осуществляются многочисленными методами. Тяжеловесные грузы можно перевозить:

— на сухогрузных судах, оснащенных стрелой грузоподъемностью до 450 т;

— на специальных судах, снабженных собственными перегрузочными средствами различных видов; ;

— на специальных понтонах.

Растет значение двух последних способов. Для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузовых мест на специализированных судах в принципе приемлемы следующие четыре варианта:

— подъем или снятие с помощью грузоподъемных средств;

— втаскивание на борт (вытаскивание с борта) по направляющим полозьям;

— вкатывание или выкатывание;

— заводка плавающего груза в отсек судна или вывод груза из отсека по воде.

Горизонтальная погрузка тяжеловесного груза

При выборе варианта погрузки тяжеловеса следует иметь в виду, что тяжеловес, как правило, будет выгружаться тем же способом. В связи с этим, отдавая предпочтение тому или иному способу перегрузки, необходимо учитывать возможности не только экспортирующего порта, но и порта назначения. Зачастую тяжелое промышленное оборудование доставляется в местности, где отсутствуют порты и дороги. Приходится выгружать его на необорудованный берег. Большие глубокосидящие суда к этому совершенно не приспособлены. В этом случае нужны малые плоскодонные суда, которые можно было бы даже вытаскивать на берег. В экспортном порту, например, могут погрузить 500-тонный тяжеловес на борт плавучим краном. Как можно будет выгрузить его на месте назначения, если там такого плавучего крана нет или его нельзя применить? Подобные проблемы делают транспортировку тяжеловесов самым сложным видом морских перевозок. По уже упомянутым причинам специализированные суда для перевозки тяжеловесов сравнительно невелики. Грузоподъемность их находится в пределах от 1000 до 5000 т. При погрузке тяжеловесов с помощью собственных грузоподъемных средств возникают значительные трудности, поскольку действующий при этом на судно кренящий момент исключительно велик. Балластированием цистерн судна на противоположном борту забортной водой бывает трудно создать достаточный противодействующий момент. Это вызвало появление судов, грузовое устройство которых сдвинуто к борту, противоположному борту погрузки, или даже с временными опорами на причале. Имеются суда, которые на время грузовых операций с целью увеличения остойчивости сбрасывают свои обладающие положительной плавучестью люковые крышки за борт. Проблема остойчивости решается также путем втаскивания (вытаскивания) тяжеловесных грузов по направляющим полозьям, точка опоры которых располагается в диаметральной плоскости судна. Однако такой способ применяется крайне редко из-за разницы высоты причала и борта судна.

Выгрузка тяжеловесных грузов с помощью самоходных гусеничных шасси

С судна на необорудованный для разгрузки берег выкладывается дорога, по которой выезжают самоходные гусеничные шасси с тяжеловесным грузом

Трудностей, связанных с остойчивостью, не возникает при выполнении грузовых операций с тяжеловесами способом вкатывания (выкатывания). Грузы вкатываются на борт судна (или выкатываются с него) по кормовой или носовой рампе, как это предусмотрено, например, на теплоходе «Брокен». Суда для перевозки тяжеловесов с горизонтальной погрузкой можно разгружать и на пологом необорудованном берегу. Между судном и берегом прокладывают пути для несущих тележек, так называемых багги. Эти багги могут иметь колеса как для рельсового пути, так и автомобильного типа. Грузоподъемность багги достигает сотни тонн. Тележки могут быть включены в состав штатного судового оборудования. Багги с уложенными на них тяжеловесами вытаскивают на берег (втаскивают на судно) с помощью тягачей или лебедок. Другое решение заключается в применении самоходных гусеничных шасси. На них можно перевозить тяжеловесы и по суше при отсутствии дорог. Конечно выгрузку тяжеловесных грузов на необорудованный пологий берег можно осуществлять и по-другому. Так, тяжеловес перегружается со стоящего на рейде специализированного судна на платформу на воздушной подушке. Затем эта платформа с тяжеловесным грузом вытаскивается на берег и может буксироваться на суше вплоть до строительной площадки. Единственная задача, которую еще остается решить — снять тяжеловесный груз с платформы на воздушной подушке. В процессе поисков оптимальных способов перевозки тяжеловесных грузов морем возникла идея создания так называемых доковых судов с отделяемым понтоном.

Доковое судно для тяжеловесных грузов с отделяемым понтоном

Понтон, нагруженный тяжеловесом в любом морском или речном порту с помощью плавучего крана или методом горизонтальной погрузки, буксируется затем буксирным судном к притопленному доковому судну и заводится в него. Доковое судно всплывает и доставляет понтон с тяжеловесом в порт назначения. Процесс разгрузки протекает в обратном порядке. Если понтон одновременно является и платформой на воздушной подушке, то он может быть вытащен на берег и отбуксирован к месту назначения по суше. Можно дополнительно оборудовать понтон большим числом колес с шинами низкого давления, воспринимающими часть нагрузки, и тем самым сократить расходы энергии на воздушную подушку. Для перспективных систем требуется, однако, обеспечить не только упрощение грузовых операций с тяжеловесными грузами, но и снижение расходов на средства транспортировки тяжеловеса морем. Дорогостоящие специализированные суда для перевозки тяжеловесов не всегда имеют полную загрузку, несмотря на расширение торговли промышленным оборудованием. Не играет также никакой роли быстро или медленно грузы будут перевозиться морем. Вследствие этого для их транспортировки можно использовать несамоходные понтоны, буксируемые морскими буксирами. На рисунке ниже показано, как доставляются в порт назначения в собранном виде финские портовые краны. Однако этот способ приемлем только для тех тяжеловесных грузов, которые не боятся непогоды и воздействия морской воды. Возросшие требования к защите промышленного оборудования от действия внешней среды путем перевозки его в подпалубном пространстве не могут быть удовлетворены и на специализированных судах для транспортировки тяжеловесных грузов. Неизбежны поиски новых решений этой проблемы, которые позволят лучше защитить груз и рационализировать всю транспортную цепь. Если сбудутся предсказания прогнозистов и в отдаленном будущем появятся грузовые дирижабли большой грузоподъемности, то рассматриваемый процесс сможет протекать в следующем порядке.

Грузовой дирижабль поднимает тяжеловесный груз прямо с заводского двора в воздух и доставляет его по прямому, сравнительно короткому пути в морской порт. Груз опускается в трюм высокобортного широкого специального судна, и трюм герметично закрывается люковыми крышками, что обеспечивает защиту груза от непогоды. Процесс разгрузки протекает в обратном порядке. Согласно еще одному нетрадиционному решению можно дополнительно оснастить платформу на воздушной подушке колесами с шинами низкого давления, обеспечив требуемую грузоподъемность, прямо на заводе-поставщике загрузить ее тяжеловесным грузом. При таких колесах, воспринимающих часть нагрузки, а следовательно, уменьшающих расход энергии на создание воздушной подушки, ненамного ухудшается проходимость платформы, так как благодаря низкому давлению воздуха в их шинах колесам не мешают неровности почвы. Затем платформу по наиболее выгодному с транспортно-географической точки зрения маршруту доставят к морскому порту или просто морскому побережью. Объем такой имеющей форму понтона платформы достаточен, чтобы обеспечить ей вместе с грузом необходимую плавучесть. У берега платформу ожидает несамоходный, подобный доку судовой корпус, в который и вплывает платформа. После осушения цистерн и всплытия плавучего док-понтона тяжеловесный груз прочно закрепляется на время морского перехода и в случае необходимости закрывается для защиты от действия непогоды. Таким закрытием могла бы послужить имеющая прочные подкрепления надувная крыша. По морю плавучий док-понтон будет отбуксирован судном-буксиром. Преимуществом такого или подобного ему способа перевозки тяжеловесных грузов по сравнению с применяемыми ныне способами является отсутствие необходимости в дорогостоящей и недостаточно надежной транспортной и перегрузочной технике. При перевозке по сухопутным и морским дорогам тяжеловесного груза, масса которого составляет сотни тонн, потребуются, в сущности, лишь компрессоры для создания воздушной подушки под платформой-понтоном и насосы для осушения балластных цистерн дока. Принцип использования судна-дока или судна-носителя для транспортировки груженых понтонов или лихтеров в будущем безусловно получит самое широкое распространение.



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика