О перевозке массовых грузов

Определенный экономический эффект при транспортировке массовых грузов на дальние расстояния может дать использование так называемой распределительной, или, иначе говоря, фидерной системы перевозок, т. е. распределение по потребителям сухих и жидких массовых грузов, доставленных на рейдовые причалы и в магистральные порты. Причем перевозки этих грузов могут выходить далеко за пределы каботажного плавания. От трампового судоходства такие перевозки отличаются прежде всего своей регулярностью, а также тем, что партии грузов имеют ограниченные размеры. Кроме того, во время таких перевозок судам часто приходится в течение одного рейса посещать многие порты, что выдвигает особые требования к сокращению продолжительности их стоянок. К проектам судов, предназначенных для работы в рамках фидерной системы, могут быть предъявлены требования двоякого рода. Либо такое судно должно быть настолько хорошо приспособлено к проведению грузовых операций, что время его перегрузки в портах будет минимальным, либо же судно должно быть настолько дешевым, что простои не играли бы для него особой роли, а грузовые операции могли бы проводиться без особой спешки с помощью сравнительно несложных механизмов. Здесь http://petralogistics.ru/strany/rumyniya/ информация о перевозках из Румынии в РФ. Идеальным было бы судно, обладающее обоими этими качествами. Количество грузов, поступающих на данное промышленное предприятие или промышленный комплекс из магистрального порта по распределительной грузовой системе, ограничивается потребностью этих предприятий в сырье, с тем чтобы его запасы на складе были бы как можно меньше. Отсюда ясно, что для распределительной системы нужны суда самых различных размеров, причем следует ориентироваться на возможно большие из них, насколько это допускается глубиной портовых акваторий.

Интегральный толкаемый состав из специализированных лихтеров, перевозящих грузы различного вида

Лучше всего удовлетворяет этим требованиям транспортная система с использованием лихтеров. Толкаемый состав, состоящий из большого числа отдельных лихтеров, как нельзя лучше будет отвечать требованиям, предъявляемым к морской грузовой распределительной системе. Конечно, такой толкаемый состав ввиду сложности обеспечения надежного соединения лихтеров между собой в первое время будет применяться только в каботажном плавании. Для широко разветвленной распределительной системы нужно поискать другие решения. Возможно, сначала будут применены традиционные суда, но приспособленные к выполнению специфических требований фидерной системы. На внутренних водных путях толкаемые составы уже получили широкое распространение. На больших водных магистралях по рекам ходят толкаемые составы, грузоподъемность которых сравнима с грузоподъемностью морских судов: от 10 до 30 тыс. т, а в отдельных случаях до 60 тыс. т. В зависимости от размеров лихтеров они состоят из 6—20 лихтеров и буксира-толкача с энергетической установкой мощностью до 10 тыс. л. с. Однако этот исключительно ценный опыт транспортировки грузов не так-то просто перенести на море. Силы, действующие на суда при движении по взволнованному морю, настолько велики, что в самое короткое время неизбежно вызовут большие повреждения судов, входящих в толкаемый состав. Очень важная для будущего техническая задача заключается в разработке такой конструкции соединения лихтеров между собой и с буксиром-толкачом, которая допускала бы безопасную эксплуатацию толкаемых составов из лихтеров на волнении. Для распределения жидких грузов (нефтепродуктов, химикалий и др.) может быть использован универсальный танкер. Такой танкер мог бы одновременно перевозить любые сорта нефти и нефтепродуктов, начиная с бензина и кончая мазутом. Это приведет к необходимости иметь сравнительно большое число отдельных танков и развитую сеть грузовых трубопроводов, позволяющую грузить и выгружать каждый танк в отдельности. Мойка танков, представляющая трудности и на обычных танкерах, на универсальном танкере вследствие частой смены груза будет особенно сложна. В связи с этим целесообразно размещать танки универсального танкера внутри специально устроенного второго корпуса наподобие того, как это делается в настоящее время на комбинированных судах для перевозки насыпных и жидких грузов. Благодаря этому в танках универсального танкера не будет затрудняющего их мойку продольного и поперечного набора, имеющегося на обычных танкерах. Гладкие стенки танков универсального танкера можно мыть гораздо быстрее и, что особенно важно, этот процесс может быть механизирован или автоматизирован.

Все трубопроводы можно проложить в двойном дне. При гладких стенках и днище грузовых танков ускоряется также процесс выгрузки. Благодаря наклону внутреннего дна к диаметральной плоскости груз беспрепятственно стекает к приемникам грузовой системы, что упрощает удаление остатков груза из танков. При организации регулярного линейного сообщения универсальные танкеры смогут обслуживать целый ряд портов или промышленных предприятий. Грузоподъемность таких судов будет находиться в сравнительно узких пределах, обусловленных объемом партий грузов, требуемых для обслуживаемого района. Однако такие универсальные в полном смысле этого слова суда для распределения грузов (сбора грузов) по местным портам могут перевозить лишь жидкие грузы, которые значительно легче перегружать, чем сухие. Кроме того, удельный погрузочный объем жидких грузов различается не очень существенно. Однако предпринимаются попытки с целью осуществления перевозок сухих насыпных грузов. Именно этим можно объяснить усилившийся интерес к так называемым мини-навалочникам. Новые возможности в этом деле открываются с использованием лихтеровозов, перевозящих большие лихтеры. Проблема соединения лихтеров между собой, затрудняющая применение в морских перевозках составов из лихтеров, в этом случае отпадает без утраты преимуществ применения лихтеров для перевозок насыпных грузов. Конечно, такие лихтеровозы будут существенно отличаться от современных, на которых перевозятся сравнительно небольшие лихтеры, груженные генеральными грузами. Размеры лихтеров определяются объемом партий насыпных грузов, поступающих в данный местный порт или вывозимых из него. Грузоподъемность этих лихтеров будет значительно больше по сравнению с любой из современных грузовых систем с использованием лихтеров. Поскольку большие лихтеры не смогут быть подняты на борт лихтеровоза с помощью грузоподъемных средств, придется применять принцип плавучего дока. Например, если лихтеровоз, поперечное сечение которого в средней части имеет форму перевернутой буквы «Т», несколько притопить, то лихтеры могли бы вплыть в него сбоку и, после подвсплытия лихтеровоза, заняв свои штатные места, образовать своими бортами часть наружного борта лихтеровоза. У судов такого типа, предназначенных для транспортировки насыпных грузов на большие расстояния, скорость была бы значительно больше, чем у обычных и перспективных судов для перевозки навалочных грузов.

Т-образный лихтеровоз

1 — судно без лихтеров; 2 — погрузка лихтеров; 3 — подвсплывшее судно с лихтерами, установленными по-походному

Представления о будущих перевозках массовых грузов были бы неполными, если оставить без внимания проблему транспортировки полезных ископаемых, добываемых со дна моря. В этой области распределительные транспортные системы также будут играть известную роль. При создании совершенно новых отраслей промышленности всегда имеется возможность для внедрения последних научно-технических достижений. В связи с этим рассматривавшиеся до сих пор перспективные решения как раз здесь имеют наибольшие шансы на внедрение (разумеется, при условии их пригодности для решения данных задач). Уже на первой стадии разработки морских месторождений возникают разнообразные проблемы снабжения, для разрешения которых потребуется целый флот специализированных судов. Число таких судов по мере расширения добычи морских полезных ископаемых будет все время расти. При отсутствии возможности применения подводных трубопроводов нефть с морских промыслов можно вывозить на больших толкаемых лихтерах, которые, несомненно, могут служить и для отвоза минералов и руд, добываемых в прибрежных морских районах. Для защиты лихтеров при погрузке в районе промыслов можно было бы использовать плавучие железобетонные порты, имеющие в плане форму подковы и постоянно ориентированные по направлению ветра. Эти плавучие порты могли бы выполнять также роль промежуточных складов для добываемого сырья.

Плавучий железобетонный порт для отгрузки добываемой на континентальном шельфе нефти

Приведенные примеры характеризуют основные направления развития морских перевозок массовых грузов. Конечно, при этом неизбежно появятся многочисленные модификации. Возникнут и другие интересные идеи, которые изменят сегодняшние представления о перевозках массовых грузов. Возможно, к менее заметным, но отнюдь не второстепенным вопросам относятся поиски в связи с развитием перевозок насыпных грузов новых форм и методов управления потоками грузов и расстановки флота, а также принципов устройства складов и перегрузочных средств. Электронные вычислительные машины примут на себя диспетчерские функции и будут управлять по созданным человеком программам техническими сооружениями огромной ценности.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика