Виды навигации на морских судах

Искусство вождения корабля кратчайшим путем от порта к порту называется навигацией. Другими словами, навигация — это способ прокладки курса судна от места отправления до места назначения, контроля курса, а при необходимости и его корректировка. Как правило, курс судна на морской карте прокладывается с учетом географических, климатических и гидрологических условий, а также погоды. Виды навигации различают по способам ориентирования и физическому принципу измерений. Довольно просто навигация судна вблизи берега осуществляется методом наземной навигации, в котором используются ориентиры на суше и воде, такие как маяки, береговые знаки, плавучие маяки и буи. Они занесены в морские карты, их значение и внешний вид описаны в лоциях и перечнях маяков. Путем определения координат наземных и оптически доступных объектов навигатор, называемый на судах штурманом, определяет положение судна и с помощью компаса и морских карт корректирует курс или прокладывает его снова.

Другой метод навигации заключается в последовательном присоединении, «связывании» курсов. При этом определение координат судна относительно места его отправления при использовании принципа измерения, основанного на законе инерции, является наиболее современным методом навигации и называется инерциальной навигацией. На морской карте прокладывается курс, т. е. путь следования к месту назначения. Если бы судно точно следовало по проложенному курсу с постоянной скоростью, то было бы очень просто добраться до порта назначения и точно рассчитать время прибытия. Однако на практике судно не может следовать заданным курсом с постоянной скоростью. Ветер, волнение, течение, неизбежные погрешности в управлении приводят к тому, что судно, чем дальше оно находится в пути, все сильнее отклоняется от заданного курса. Поэтому время от времени необходимо проверять местонахождение судна как в открытом море, так и вблизи от берега. При этом широкое применение находит астрономическая навигация или радионавигация. При использовании астрономической навигации (в условиях хорошей видимости) местонахождение судна в определенный момент времени определяется благодаря наблюдению за положением небесных тел, таких как Солнце, Луна и звезды.

В радионавигации (это самый современный метод навигации) координаты местонахождения судна устанавливаются с помощью электромагнитных волн, излучаемых наземными объектами. При этом используются также искусственные спутники Земли (метод навигации с использованием ИСЗ - GPS, ГЛОНАС). Для всех четырех перечисленных методов навигации необходимо наличие на борту судна определенной документации, специальных навигационных приборов и устройств, количество которых зависит от типа и назначения судна. Для повышения безопасности в условиях постоянного увеличения интенсивности судоходства и скорости судов, а также в целях сокращения необходимого обслуживающего персонала промышленностью изготовляются не только установки и приборы для автоматического контроля работы и дистанционного управления энергетической установкой, но и непрерывно совершенствуются мореходные инструменты и разрабатываются автоматические навигационные приборы и оборудование. Так, широко используются ЭВМ, позволяющие в доли секунды обработать сигналы от навигационных ИСЗ и с высокой точностью определить местонахождение судна. Существует также возможность радиоуправления судами при отсутствии командования на мостике, хотя в сложных ситуациях (выход из строя прибора, встречающиеся препятствия и т. д.) принятие решения человеком неизбежно.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика