На борт на колесах

Суда с горизонтальной погрузкой стимулировали появление качественно новой технологии перевалки генеральных грузов в морских портах. Накатывание представляет собой один из самых перспективных вариантов грузовых операций применительно к генеральным грузам, поскольку вытекает из самого процесса развития морских портов. Наряду с контейнерами через морские порты проходит значительное количество автомобилей, строительных и сельскохозяйственных машин, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. И в будущем известную часть генеральных грузов также не смогут перевозить в контейнерах. Для складирования этих грузов в морских портах требуются все большие площади. В результате территория портов растет. Путь груза от места его складирования до судна (или наоборот) удлиняется, в связи с чем потребность в колесной технике и автотранспорте для подвоза грузов к судам (отвоза от них) постоянно повышается. Следует добавить, что одновременно возрастают морские перевозки груженых грузовых автомобилей дальнего следования и трейлеров. Все это диктует особые требования как к устройству судовых грузовых помещений, так и к оборудованию территории порта. Портовая территория, прилегающая к причалам судов с горизонтальной погрузкой, должна быть функционально разделена и приспособлена для складирования уже названных главных видов грузов. В местах складирования контейнеров, штучных грузов, машин, тяжеловесных и габаритных грузов, стоянки груженых автомашин дальнего следования должна быть предусмотрена возможность разделения экспортных и импортных грузов. Для обеспечения быстрой загрузки и разгрузки судов при одновременном сокращении числа погрузочной колесной техники непосредственно у причалов следует предусматривать большие свободные площади. Перед приходом судна там можно выложить весь приготовленный к отправке с судном экспортный груз и оперативно выгрузить доставленный им импортный груз. В этом случае грузовые операции на судах с горизонтальной погрузкой проводятся исключительно быстро.

Варианты шведской погрузочной системы LUF с подъемной грузовой платформой для контейнеров и грузов других видов

а — для четырех 20-футовых контейнеров; b — для шести 40-футовых контейнеров; с — для генеральных грузов (например, бревен); d — для насыпных грузов; е — тягач с колесной тележкой и опорная рама

Соблюдение правильных пропорций при распределении площади с целью максимального сокращения размеров и числа грузовых площадок является задачей большого экономического значения, так как подобные бетонированные площадки стоят очень дорого. Вторую проблему составляет выбор погрузочной техники. Контейнеры доставляются на судно (или выгружаются с него) на специальных полуприцепах (ролл-трейлерах), буксируемых автотягачами. Для возможности перевозки других штучных грузов на ролл-трейлерах устанавливают бортовые стойки. Для более полного использования грузоподъемности ролл-трейлера и мощности тягача на ролл-трейлер помещают сразу два контейнера один над другим. В случае перевозки на ролл-трейлере штучных грузов высота штабеля может достигать 4,5 м. Но стоимость ролл-трейлеров очень значительная. Более рациональной представляется разработанная в Швеции погрузочная система LUF. Контейнеры устанавливают на невысокие рамные опоры. В пространство между балками опоры под контейнеры может въезжать специальная колесная тележка наподобие ролл-трейлера. На каждой опорной раме можно разместить и перевозить вместе с ней четыре 20-футовых или до шести 40-футовых контейнеров. При наличии на этих опорах грузовых платформ для погрузки генеральных грузов, леса, металла и других видов грузов, включая насыпные, должны быть установлены бортовые стенки. Таким образом могут быть сформированы грузовые единицы на колесах массой от 40 до 180 т. Применение таких или даже больших грузовых единиц на колесах позволит внедрить совершенно новую технологию обработки грузов в морских портах. Например, генеральные грузы можно будет не отправлять на промежуточное складирование в пакгаузы, а выгружать сразу из вагонов на большие платформы описанного типа, располагающиеся под навесами. Такую платформу, являющуюся своего рода сборным пунктом для грузов, после полной ее загрузки вместе с находящимися на ней грузами погружают на борт судна. Импортные грузы обрабатываются в обратном порядке. При сортировке контейнеры в любой момент могут быть сразу взяты тягачом. Если же аналогичным образом применить и большие емкости для насыпных грузов, то универсальность судов с горизонтальной погрузкой значительно возрастет.

Погрузка контейнеровоза с помощью системы LUF (Аббревиатура, образованная из начальных букв английских слов Lift Unite Frame — рама для подъема грузовых единиц). Контейнеры на складе укладывают в блоки по четыре или шесть штук на опорных рамах

Главным компонентом подобной транспортной системы являются сами суда с горизонтальной погрузкой. Грузовые помещения каботажных судов с горизонтальной погрузкой будут приспособлены к перевозкам трейлеров и контейнеров. Для рационального и быстрого проведения грузовых операций потребуются просторные, лишенные пиллерсов грузовые помещения. При этом каналы для отвода газов и подвода воздуха в машинное отделение по возможности должны проходить вне грузовых помещений. Для сообщения между палубами на небольших (примерно 6000-тонных) судах с горизонтальной погрузкой послужат разнообразные грузовые подъемники и лифты. На современных каботажных судах с горизонтальной погрузкой уже достигнут такой высокий уровень совершенствования их конструкции, что в будущем речь пойдет, по-видимому, прежде всего об уменьшении расхода материалов на их постройку и снижении затрат на эксплуатацию. Возможно появление и однопалубных судов с горизонтальной погрузкой, как это уже предлагается для перевозок контейнеров с использованием системы LUF.

Каботажные суда с горизонтальной погрузкой

Вверху: судно-трейлеровоз, предназначенное для перевозки товарных поездов дальнего следования, контейнеров и легковых автомобилей. Внизу: современный грузовой паром «Финнкэрриер» дедвейтом 4700 т для перевозки контейнеров, грузов на поддонах, грузовых автомашин и др. Норма грузовых работ через кормовые ворота достигает 1000 т/ч. Длина судна 137,2 м, ширина 24,6 м, мощность энергетической установки 8200 кВт, скорость 18 уз

Суда с горизонтальной погрузкой для дальних рейсов с четырьмя, пятью и даже шестью палубами, что ведет к росту их грузоподъемности, постепенно вытесняют с морских судоходных линий сухогрузные суда традиционного типа. На судах с горизонтальной погрузкой существует большая проблема расстановки грузов на палубах. Грузы, которые поступают на борт судна в большом числе портов (например, в пяти или восьми), должны быть размещены так, чтобы не затруднять выгрузку других партий грузов, предназначенных для какого-то одного из портов назначения. На судах с горизонтальной погрузкой обычно имеются только одни кормовые ворота, через которые должен пройти весь поток грузов. Распределение и установка грузов на палубах большого судна с горизонтальной погрузкой представляют собой новую и весьма сложную задачу.

Большое трансокеанское судно с горизонтальной погрузкой

С целью наилучшего использования грузовместимости судна необходимо обеспечить дальнейшее усовершенствование способов перемещения грузов с палубы на палубу. Перемещения грузов между палубами на больших судах при наличии достаточно больших площадей в ближайшие годы, по-видимому, будут производиться по наклонным стационарным съездам — пандусам, несмотря на связанные с этим существенные потери кубатуры. Следует добавить, что большие потери кубатуры на каждой грузовой палубе вызваны невозможностью полного использования высоты междупалубных помещений. Кроме того, необходимо оставлять часть площади свободной для проезда. Все эти недостатки побуждают к поискам новых принципов устройства грузовых помещений на судах с горизонтальной погрузкой. Перечислим некоторые возможности в этом плане. На больших судах с горизонтальной погрузкой имеются две-три нижние палубы, куда можно попасть с «погрузочной» палубы при помощи подъемников или аппарелей. Однако если на судне оборудовать ячейки для контейнеров, в которые можно будет опускать доставленные на главную палубу портальной тележкой контейнеры, то исчезнут потери кубатуры и отпадет необходимость в устройстве наклонных съездов. Предусмотрев на судне вторую внешнюю кормовую рампу, ведущую в верхние твиндеки и предназначенную только для легковых автомашин, поддонов и других легких грузов, также можно значительно выиграть в объеме. Одновременно удваиваются возможности доступа в грузовые помещения судна. Трейлеры и тяжелые грузы можно разместить на главной палубе, а не боящиеся непогоды грузы — на верхней палубе. При использовании варианта со многими бортовыми рампами существенно улучшится доступ к отдельным партиям грузов. Правда, на однокорпусных судах стремление к обеспечению большой площади грузовых помещений вступает в противоречие с необходимостью свободного доступа к грузам.

Проект большого судна с горизонтальной погрузкой с контейнерными ячейками в трюмах, с двумя кормовыми и одной носовой грузовыми рампами

Будущее развитие морских перевозок грузов с применением горизонтальной погрузки зависит также от многих других факторов. Начнем с того, что суда с горизонтальной погрузкой, по сути дела, являются обратной стороной технической и технологической отсталости современных морских портов. Когда условия в портах изменятся, чего, в конечном счете, следует ожидать, на первый план выйдут комбинированные суда — контейнеровозы с горизонтальной погрузкой либо в том виде, в каком они уже существуют, либо аналогичные представленным на рисунках ниже. Оснащение крупных морских портов контейнерными кранами приведет к соответствующим изменениям в конструкции судов с горизонтальной погрузкой.

Проект комбинированного судна с горизонтальной погрузкой

В люковую шахту и на палубу кранами грузятся контейнеры. В трюм на промежуточные палубы вкатываются трейлеры и колесная техника

Судно типа BORO для перевозки насыпных грузов и грузовых единиц на колесах

На многих морских судоходных линиях наряду с генеральными грузами перевозятся насыпные, а при случае и жидкие грузы. Обычное сухогрузное судно можно использовать для перевозок насыпных грузов, а судно с горизонтальной погрузкой — нельзя. В связи с этим появляется все большее число проектов судов (уже построено первое судно по шведскому проекту), представляющих собой комбинацию судна для перевозки грузов на колесах и судна-навалочника. Такие суда, получившие обозначение BORO ( Bulk , ore , roll-units — навалочный груз, руда, грузовые единицы на колесах), являются последней ступенью в деле универсализации судов с горизонтальной погрузкой. Разработан проект комбинации судна с горизонтальной погрузкой и танкера. Новые возможности в области горизонтальной погрузки могут представить катамараны или многокорпусные суда типа «Трисек». На рисунке ниже показан один из возможных вариантов. Однако такое решение потребует создания соответствующих условий в портах.

Схема горизонтальной погрузки контейнеровоза типа «Трисек»

Контейнеры подаются через кормовые ворота и бортовые грузовые порты, а также по специальной береговой погрузочной эстакаде на верхнюю палубу

В будущем десятилетии суда с горизонтальной погрузкой в различных модификациях послужат важной фазой развития морского линейного судоходства. Однако было бы ошибкой полагать, что судно с горизонтальной погрузкой в его современном виде или такое, каким мы можем его себе представить, станет судном будущего. Строительная стоимость, приходящаяся на тонну перевозимого груза, и потери кубатуры судов с горизонтальной погрузкой настолько велики, что это неминуемо вызовет поиски новых, еще лучших способов морских перевозок генеральных грузов.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика