Пассажирские суда

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море пассажирским считается судно, имеющее более 12 пассажиров на борту. За последние 100 лет, примерно с 1850 по 1950 гг., можно было отметить относительно быстрое развитие судов, оборудованных специально для перевозки пассажиров. Это были крупные быстроходные суда с разнообразными пассажирскими помещениями, от кают суперлюкс и кают 1-го класса до примитивных кают туристского класса в твиндеках для европейцев, эмигрировавших в Америку. Время расцвета мирового пассажирского флота приходится на период между двумя мировыми войнами и период после второй мировой войны. Строившиеся в это время суда относились к самым крупным, самым быстроходным и наилучшим образом оборудованным судам торгового флота и олицетворяли морскую мощь данной страны. Флагманскими судами морских держав были в большинстве случаев пассажирские суда (например, «Баторий» флота ПНР, «Юнайтед Стейтс» американского, «Куин Элизабет» британского, «Франс» французского торговых флотов). С введением трансконтинентальных авиалиний с середины 50-х гг. XX в. наметилось уменьшение спроса на пассажирские перевозки морем (большинство пассажиров стало пользоваться воздушным транспортом). Если, например, в 1951 г. через Северную Атлантику морским путем было перевезено 710 000 пассажиров, а по воздуху 352 000, то в 1970 г. эти цифры составили соответственно 252 тыс. и 8 млн. человек. Однако, хотя пассажирские перевозки морем почти полностью изживают себя, по Мировому океану ходит еще много пассажирских судов, которые изменили свое назначение и стали круизными судами и судами для отдыха. Целый ряд пассажирских лайнеров, построенных во время расцвета пассажирского морского транспорта, был в последнее время перестроен в круизные суда.


Общий вид типичного большого пассажирского судна 50—60-х гг. показан на рисунке. Обращают на себя внимание высокие и длинные надстройки с несколькими палубами, большие застекленные террасы, многочисленные спасательные средства (шлюпки и плоты), а также открытые палубы (особенно на корме), которые оснащены плавательными бассейнами или используются как солярии. Относительно небольшое количество грузовых средств должно служить исключительно для погрузки провианта и топлива, багажа пассажиров, почты и небольшого количества грузов.

Норвежское пассажирское круизное судно Саутворд

Примером современного туристского судна может служить круизное судно «Саутворд», 1971 года постройки, валовой вместимостью 13 тыс. рег. т, на котором в 403 каютах размещаются 750 пассажиров. С помощью двух двигателей общей мощностью 12 783 кВт оно развивает скорость 21,5 уз. При решении вопросов, связанных с нахождением наиболее удачной с эстетической точки зрения формы судна, большое значение наряду с длиной и высотой надстроек придается расположению дымовой трубы. 

Пассажирские суда с различным расположением машинного отделения и дымовой трубы.

a - машинное отделение в корме. b - машинное отделение на 2/3 длинны судна. с - машинное отделение посередине судна.

Особую группу судов представляют собой паромы для перевозки пассажиров и автомобилей, пассажиров и железнодорожных вагонов, а также суда на подводных крыльях и воздушной подушке примерно такого же назначения.



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика