Люди и Море

Миновали времена морской романтики с их неизменными атрибутами — стихийными бедствиями, морскими «волками» с обветренными лицами, неизвестными экзотическими берегами и морскими опасностями. В жизни современных моряков стало меньше треволнений, приключений и, конечно, опасностей. Однако издревле и до сих пор имеются общественные и человеческие проблемы морского плавания, которые так же, как и другие глобальные вопросы нашего времени, ждут своего разрешения в будущем. В будущем не отпадут, конечно, трудности, связанные с преодолением больших расстояний, жизнью и трудом в составе небольшого коллектива при ограниченных коммуникационных возможностях, с силами стихии, сменой климатических условий и рядом других объективных обстоятельств. При разумном внедрении достижений научно-технического прогресса многое можно улучшить и облегчить, но одновременно с этим возникают и новые проблемы. Вот, к примеру, некоторые из них.

1. Смена контейнеров в портах на современных контейнеровозах занимает всего несколько часов. Немногим больше длятся грузовые операции на танкерах и судах для перевозки навалочных грузов. В соответствии с лозунгом «Быстроходным судам — скоростную обработку в портах!» — стояночное время в портах сокращено до минимума. В чужом порту некогда совершить экскурсию по городу, в своем — повидаться с семьей.

2. Требования специализации все больше привязывают суда к какой-то определенной линии. При постоянных портах захода и транспортировке одного и того же вида грузов расширяются возможности для применения рациональной технологии и повышения производительности труда, но в то же время однообразие обстановки и малая смена впечатлений создают особую психологическую проблему.

3. Автоматизация производственных процессов на судах позволила сократить затраты труда и численность экипажа, ликвидировать тяжелый физический труд и уменьшить продолжительность рабочего дня. Увеличение свободного времени порождает потребность в организации разумного досуга, для чего на судне, естественно, имеются ограниченные возможности.

4. Навигационное оборудование, механизмы и устройства на судах становятся все сложнее, в связи с чем члены команды должны не только иметь высокий уровень профессионального мастерства, но и постоянно повышать свою квалификацию. В то же время организация занятий в условиях плавания весьма осложняется.

Этот неполный перечень взаимосвязей между техническим прогрессом на морском торговом флоте и изменившимися благодаря этому условиями труда и жизни моряков уже дает возможность почувствовать сложность возникающих проблем, связанных с организацией труда, социологией, психологией и медициной. Их разрешение позволит избежать нежелательных последствий технического прогресса для тружеников морского транспорта. Многое предстоит еще сделать в области изучения такой науки, как психология морского транспорта. Придется ли смириться с возрастающей текучестью кадров на морском транспорте и с тем, что молодежь, которую влечет на морской торговый флот высокая заработная плата, самое позднее после 10—15 лет учебы и плавания уходят на берег в поисках более благоприятных условий труда? Или как раз технический прогресс и НОТ создадут предпосылки, позволяющие не только избежать нежелательной текучести кадров, но и организовать труд на судах на совершенно новых началах? Выбрал классное окно пластиковое rehau. В той фирме все пластиковые окна замечательные. Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно отрешиться от бытующих ныне представлений о морском торговом флоте и профессии моряка. Обслуживать современные быстроходные транспортные суда, равно как и специализированные суда будущего, должен небольшой коллектив высококвалифицированных инженеров, обладающих специальными знаниями в соответствующих областях электроники. Нужно учесть, что обычное для наших дней разделение на палубную и машинную команду в будущем исчезнет, хотя известная специализация членов команды на обслуживании определенных комплексов технических устройств, безусловно, сохранится. Численность вспомогательного персонала на борту будет сравнительно мала, так как основная часть работ по уходу за судном и ремонту будет выполняться при стоянках судна в портах.

В будущем, конечно, не будет такого положения, когда 10—12 человек из палубной команды во время рейса занимаются только ремонтными работами, уборкой и поддержанием внешнего вида судна. Они, правда, еще выполняют обязанности впередсмотрящих, стоят на руле и участвуют в швартовках судна, но часть этих работ может быть автоматизирована, а часть возьмет на себя береговая команда при стоянках судна в порту. В случае необходимости перед входом в порт на рейде вместе с лоцманом можно принимать на борт команду швартовщиков. Такая команда за день сможет обслужить большое число судов. Если члены команды не захотят питаться заранее приготовленными разнообразными блюдами, хранящимися в замороженном виде в судовых рефрижераторных кладовых, то должности кока и дневального придется сохранить. Все это говорит о том, что образ жизни и характер труда на борту судов в будущем изменятся. Имеющееся до сих пор деление экипажа по характеру обязанностей и подчиненности на командный и рядовой состав отпадет само собой. На место этой субординации придет хорошо продуманное разделение труда в процессе эксплуатации судна, подкрепленное взаимопомощью и полным равноправием. Это ни в коей мере не затронет принципа единоначалия в лице капитана, не помешает сохранению дисциплины на борту и в то же время сильно повысит чувство ответственности каждого члена команды за порученное ему дело. В будущем рабочий день моряка начнется с проверки вверенных ему автоматов и механизмов. Помимо обычных постоянных обязанностей он выполнит также работы по программе, выпечатанной ему в вахтенном журнале управляющим счетно-решающим устройством. Эта программа будет включать небольшие работы по текущему ремонту и профилактике механизмов. Дальнейшие указания моряк получит либо по радио от пароходства, либо от руководства судна. Различные авральные работы на судне, например по борьбе с морской стихией, спасательные работы, участие в швартовках, выполняются всеми членами команды сообща, а такие работы, как уборка помещений, приготовление пищи и др., — по очереди. Благодаря применению техники и правильной организации труда, вероятно, можно будет полностью отказаться от вспомогательного и хозяйственного персонала, исчезнет и фигура снующего повсюду дневального.

Представление о том, что дом моряка — в море, крайне опоэтизировано. В конце концов, судно представляет собой такое же место работы, как и любое другое, с той лишь разницей, что свободное время проводится на производстве. Для того чтобы время отдыха было приятным и полезным, на судне должны быть предусмотрены соответствующие возможности для культурной, спортивной и умственной деятельности. Новинки телевизионной техники, в частности средства видеозаписи, могут стать важнейшим вспомогательным средством для заочного обучения, политического и культурного самообразования. Во всяком случае, подавляющему большинству моряков уже не нужно будет проводить в море целые месяцы. Центром тяжести международной системы морского транспорта теперь являются специализированные суда, перевозящие контейнеры или массовые грузы на постоянных линиях. Причем эти линии, как правило, уже не огибают целые континенты. Они гораздо чаще пересекают океан напрямую, являясь продолжением сухопутных транспортных «мостов». Благодаря высоким скоростям движения и быстрым перегрузкам продолжительность кругового рейса контейнеровоза обычно не превышает 10—14 суток. При таком регулярном сообщении, как на фидерных судах, развозящих грузы из магистральных портов, возникает возможность смены команды в порту приписки после завершения каждого рейса. В этом случае на судне будет по две сменные полноценные команды, несущие общую ответственность за выполнение плана перевозок. Ввиду значительного сокращения численности каждой из этих команд, едва ли потребуется большее количестве рабочей силы, чем при теперешнем положении вещей. Возможно, такая система распространится на целую группу судов.

Работа и отдых команды из 13 человек на борту автоматизированного контейнеровоза

Свободная от плавания команда во время пребывания на берегу получит все возможности для продолжения образования, основательной технической и организационной подготовки к следующему рейсу, а также сможет заняться составлением отчетов за предыдущий рейс. Следует иметь в виду, что в будущем научной подготовке транспортного процесса будет придаваться существенно большее значение, например такое же, как сейчас при подготовке производства в развитых отраслях промышленности. Система эксплуатации со сменными судовыми командами, вероятно, будет введена в первую очередь на трансокеанских контейнеровозах, так как именно там в наибольшей степени проявляются те сопутствующие техническому прогрессу негативные факторы, о которых говорилось ранее. Так, стояночное время контейнеровозов в среднем в пять раз меньше, чем универсальных сухогрузных судов. Позднее сменные команды появятся и на судах других типов. Легко понять, что столь значительные изменения в условиях труда и жизни моряков скажутся на деятельности не только пароходств, но и судостроительных верфей, различного рода морских учреждений, мореходных училищ, медицинских служб и др..

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика