Море - место отдыха

Море для человека представляет собой не только поле деятельности, но и прекрасное место отдыха. Морские путешествия, бывшие некогда привилегией богачей, стали ныне доступными миллионам обычных людей. Уже много раз выносились смертные приговоры морскому пассажирскому судоходству. Действительно, большое число пассажирских лайнеров, в свое время боровшихся в Северной Атлантике за приз «Голубая лента», безвозвратно сошло со сцены. Бывшие некогда витриной, а нередко и становым хребтом атлантических судоходных компаний пассажирские лайнеры превратились теперь в боковую незначительную ветвь судоходства, нередко воспринимаемую судоходными компаниями как своего рода балласт. Многие компании, составившие себе имя на пассажирских перевозках, теперь полностью отказались от них. Суда были отданы на слом, проданы или переданы дочерним фирмам, вынужденным пользоваться большими субсидиями. Структурные изменения в линейных пассажирских перевозках были вызваны ростом популярности воздушных перелетов. Кроме того, давно иссякли некогда громадные потоки иммигрантов, следовавших водными путями из Европы в Северную и Южную Америку, а также в Австралию. Кто из сегодняшних пассажиров решится потратить время на многодневное морское путешествие, если то же расстояние можно покрыть на самолете за считанные часы? Отпускников, организованные группы туристов, для которых авиакомпании предоставляют большие льготы, тем более трудно привлечь на пассажирские суда. После второй мировой войны авиация постепенно заняла главенствующее положение в межконтинентальных перевозках пассажиров.

Существенно повлияет она и на будущее развитие морского линейного пассажирского сообщения. Если, например, обычное пассажирское судно следует от Ла-Манша до Нью-Йорка от 3,5 до 6 суток, то современные реактивные пассажирские самолеты покрывают это же расстояние за семь-восемь летных часов. Сверхзвуковые пассажирские самолеты будут летать вдвое быстрее, а значит, на трансатлантическое путешествие потребуется всего три-четыре часа. В ближайшие десятилетия не предполагается создавать дорогие трансатлантические лайнеры, подобные «Куин Элизабет», «Нормандии», «Франс» или «Юнайтед Стейтс», построенным из престижных соображений. Пассажирские суда будущего значительно уступят в размерах этим гигантам. При создании новых пассажирских судов решающее значение будут иметь не максимальные размеры и скорость движения этих судов, а возможность их универсального применения. Вероятно, дальнейшее развитие получит опыт некоторых линейных судоходных компаний, которые после окончания сезона демонтируют часть кают с целью использования пассажирских судов для перевозки трейлеров или контейнеров. Можно предположить, что на пассажирских судах будущего можно будет заменять целые блоки кают. При этом, однако, нужно располагать фрахтом на контейнерные перевозки, а скорость таких пассажирских судов должна соответствовать уровню скорости перспективных контейнеровозов. Вплоть до появления больших судов на воздушной подушке главным стимулом для постройки новых пассажирских судов будут круизные кругосветные плавания. Об этом свидетельствует наблюдающаяся уже сейчас тенденция к увеличению популярности круизных рейсов у отпускников.

Пассажирский катамаран со стабилизированными каютами

В чем кроются причины того, что морские путешествия вновь стали привлекать людей, в основном далеких от моря в своей обыденной жизни, и какие перспективы для будущего пассажирского судоходства могут открыться в ближайшие десятилетия? Прежде всего следует иметь в виду, что непрерывно растущие индустриализация, урбанизация, загрязненность воздуха, уличный шум, нервное напряжение и другие атрибуты цивилизации, окружающие современного человека, существенно затрудняют восстановление его работоспособности. Стремление к покою, к относительному одиночеству (без полной изоляции от общества), к свежему здоровому воздуху и новым своеобразным впечатлениям и приводит многих отпускников на море. Для любителей активного отдыха предназначаются плавательные бассейны с подогретой морской водой на борту судна и песчаные пляжи в дальних южных портах. На будущих судах вообще будет уделяться много внимания подвижности пассажиров. На палубах и закрытых помещениях по специально разработанным программам и под руководством специалистов пассажиры будут выполнять спортивные упражнения с использованием специального спортивного инвентаря и оборудования, что позволит гарантировать оздоровительный эффект такого отдыха. Правда, морские путешествия имеют и теневые стороны. Речь идет о качке, вибрации и шуме, создаваемом судовыми механизмами. Большие размахи колебаний судна, неприятные для организма и способные вызвать морскую болезнь, могут быть уменьшены рациональным выбором формы корпуса при проектировании судна и применением различного рода успокоительных устройств. Уже известные методы снижения шума и вибрации, в частности за счет вибро- и шумоизоляции машинного отделения, в будущем, несомненно, получат дальнейшее развитие. В плане борьбы с перечисленными выше неприятными явлениями интерес представляет проект пассажирского катамарана. В нем пассажирские помещения подвешены на шарнирах между корпусами судна.

На строящихся судах для круизного плавания особое внимание будет уделено созданию комфортных условий для пассажиров. Рациональная конструкция дымовых труб позволит избежать задымления прогулочных палуб. Установки для создания искусственного климата, рационально устроенные и красиво оформленные столовые, бары, эстрады, плавательные бассейны, солярии, танцевальные площадки и спортивные сооружения, гаражи для небольшого числа личных автомобилей пассажиров, специальные катера для морских прогулок — все это послужит делу организации приятного отдыха на воде. Своего рода плавучие комфортабельные отели увезут путешественников от больших промышленных центров к незнакомым дивным берегам, в края с благоприятным климатом. Люди смогут удовлетворить свои влечения к новым необычным впечатлениям, познакомиться с жизнью и обычаями чужих стран и народов. Благодаря этому морской туризм внесет свой вклад в дело взаимопонимания и дружбы народов. В процессе развития круизных плаваний в течение ближайших десятилетий появятся совершенно новые решения. Например, могут быть построены плавучие острова отдыха и туризма, перемещаемые на зимние месяцы в зоны с более благоприятными климатическими условиями.

Общий вид плавучего острова отдыха в открытом море

На этих плавучих островах будут возведены все сооружения, необходимые для современного туристского комплекса или дома отдыха. Регулярное линейное сообщение между плавучими островами и материком будет осуществляться с использованием судов на воздушной подушке и подводных крыльях, а также судов, совершающих круизные плавания. Станут возможными туристские вылазки в интересные места на вертолетах и судах. Путешествуя на пассажирских подводных лодках, туристы и отдыхающие познакомятся с красотами подводного мира возле плавучего острова, его флорой и фауной. После окончания сезона плавучие острова могут быть отбуксированы или уйти своим ходом в другие районы океана. Тысячи людей в любое время года смогут провести свой отпуск на борту плавучих отелей или плавучих островах отдыха и туризма.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика