Рангоут и такелаж

Под рангоутом и такелажем судна понимают всю движущуюся или находящуюся в состоянии покоя оснастку — мачты, грузовые полумачты, реи, гафели, грузовые стрелы, ванты, штаги со всеми относящимися к ним деталями. Это название сохранилось со времен парусных судов, правда, его значение за это время существенно изменилось. Так, первоначально рангоут и такелаж парусного судна обеспечивали продвижение судна вперед, а в настоящее время их главной задачей на современных грузовых судах является размещение грузового устройства, а на пассажирских судах, ледоколах, буксирах и подобных им плавучих средствах — сигнального оборудования.

Вооружение парусного судна

а — вооружение барка со вспомогательным двигателем; b — типы парусного вооружения; с — типы парусных судов.

1 — бизань-гик; 2 — бизань; 3 — бизань-мачта; 4 — бизань-гафель; 5 — крюйс-топсель; 6 — крюйс-стеньга; 7 — грот-брам-стеньга; 8 — грот-бом-брам-рей; 9 — грот-бом-брамсель; 10 — грот-брам-рей; 11 — грот-брамсель; 12 — крюйс-брам-стаксель; 13 — крюйс-стень-стаксель; 14 — апсель; 15 — верхний грот-марсель; 16 — нижний грот-марсель; 17 — грот; 18 — грот-стеньга; 19 — грот-мачта; 20 — верхний грот-марса-рей; 21 — нижний грот-марса-рей; 22 — грота-рей; 23 — грот-бом-брам-стаксель; 24 — грот-брам-стаксель; 25 — грот-стень-стаксель; 26 — фор-бом-брам-рей; 27 — фор-брам-стеньга; 28 — фор-бом-брамсель; 29 — фор-брам-рей; 30 — фор-брамсель; 31 — фор-бом-брам-штаг; 32 — бом-кливер-леер; 33 — верхний фор-марса-рей; 34 — верхний фор-марсель; 35— фор-стеньга; 36 — нижний фор-марса-рей; 37 — нижний фор-марсель; 38 — фоке-рей; 39 — фор-мачта; 40 — фок; 41 — фор-стеньга-стаксель; 42 — средний кливер; 43 — кливер; 44 — бом-кливер; 45 — бушприт; 46 — латинский парус; 47 — прямой рейковый парус; 48 — люгерный или рейковый парус третьяк; 49 — люгерный или рейковый парус четвертак; 50 — шпринтовый парус; 51 — гафельный парус; 52 — гуари; 53 — бермудский парус; 54 — эверс; 55 — логгер; 56 — кеч; 57 — деухмачтовая гафельная шхуна; 58 — двухмачтовая марсельная шхуна; 59 — бригантина (шхуна-бриг); 60 — бриг; 61 — трехмачтовая гафельная шхуна; 62 — трехмачтовая топсельная шхуна; 63 — трехмачтовая марсельная шхуна; 64 — баркентина (шхуна-барк); 65 — барк; 66 — корабль с полным вооружением.

Главной частью рангоута является мачта. В зависимости от цели применения различают сигнальные, грузовые и специальные мачты из дерева или из труб, изготовленных из стали или легкого металла. Для восприятия сил, возникающих вследствие бортовой и килевой качки при сильном волнении, мачты крепятся к бортам или в диаметральной плоскости при помощи вант и штагов, состоящих из стальных проволочных тросов. На сигнальных мачтах помещаются сигнальная и радиоантенная реи, а часто также и гафель для подъема флага страны. У нас вы можете купить парусную яхты недорого с гарантией. Кроме того, на них находятся флажные фалы и держатель для фонаря.

Рангоут и такелаж грузовых судов

а — грузовое и сигнальное устройства грузового судна старой конструкции; b — грузовое судно с грузовыми стрелами и судовыми кранами.

Наиболее простую конструкцию имеют трубчатые мачты (рис. ниже а), у которых спереди и сзади имеется по одной грузовой стреле. Для размещения других грузовых стрел на топе мачты монтируется салинг, и в двух-трех метрах над палубой к мачте крепится траверса. Концы траверсы опираются на короткие вентиляционные стойки. Салинг и траверса часто состоят из одной коробчатой балки (рис. ниже b). У наиболее часто встречающихся двуногих мачт обычно отсутствует стоячий такелаж, за счет чего повышается обзорность открытой палубы. Иногда при работе с тяжеловесными грузовыми устройствами на противоположной стороне устанавливаются штаги (рис. ниже с).

Грузовые мачты

а — трубчатая мачта; b — трубчатая мачта с салингом и траверсой грузовой стрелы; с — двуногая мачта. 1 — антенный рей; 2 — рей; 3 — прожекторный рей; 4 — пост наблюдения на мачте («воронье гнездо»); 5 — ванты; 6 — стеньга; 7 — салинг; 8 — вентиляционная колонна; 9 — фундамент грузовой стрелы.

Грузовые полумачты в отличие от мачт редко снабжаются стеньгами и устанавливаются парами вне диаметральной плоскости судна между люками или на люках. Как правило, они не имеют штагов, но часто соединяются между собой посредством связывающего штага или траверсы. Грузовые полумачты часто используются для вентиляции грузового трюма; в этом случае в них предусматриваются раструбы палубного вентилятора.

Грузовые полумачты

а — расположение полумачт; b — полумачты с траверсой; с — полумачты с топриком и вантами; d — полумачты без штагов. 1 — стеньга; 2 — траверса; 3 — грузовая полумачта; 4 — топрик; 5 — ванты.

Мачты и полумачты крепятся при помощи вант и штагов, которые почти во всех случаях состоят из стальных тросов. Они прикрепляются одним концом к мачте (салингу) или к полумачте прочными обухами (вантовыми обухами), а другим концом — к основаниям вант (вант-путенсам) в непосредственной близости от фальшборта. Ванты или штаги обухами присоединяют к мачте или к вант-путенсам при помощи мочек; при наличии вильчатых канатных замков мочки не требуются. Между вантами или штагами и вант-путенсами расположены талрепы для подтягивания тросов.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика