Что же такое морское судно

Судном называют специальное сооружение, которое может держаться на воде и передвигаться по ее поверхности. Судно должно удовлетворять некоторым основным требованиям. Прежде всего оно должно быть достаточно прочным, для того чтобы противостоять внешним и внутренним нагрузкам, одновременно быть полностью водонепроницаемым и, кроме того, иметь форму, позволяющую легко и безопасно двигаться по воде. Многолетний опыт постройки судов и внимательное наблюдение за формой рыб показали, что форму судна следует делать веретенообразной - длинной и сравнительно узкой. Однако до сих пор еще недостаточно изучены законы, которые позволили бы определить оптимальную форму судна. В конце XIX в. англичанину В. Фруду удалось количественно определить сопротивление трения и форму судов путем буксировки моделей в опытном бассейне. Первый такой бассейн был построен в 1885 г. в Чельтон Кросе (Англия). По другим данным, В. Фруд закончил сооружение опытного бассейна вблизи своего дома, известного под названием Чельтон-Хауз, в Торквее в 1872 г. В 1884 г. работы в лаборатории были прекращены, так как она устарела. Буксировочные испытания моделей не привели к существенным изменениям формы судна, но дали чрезвычайно ценный материал для дальнейшего изучения влияния различных форм судна на сопротивление движению. Оболочка судна без заключенных в ней механизмов, оборудования и вооружения называется корпусом судна. Без регистрации хорошие выигрыши игры на деньги на sloty-avtomaty-online.biz/avtomaty-na-dengi. Корпус судна можно разделить на три части: среднюю, наиболее широкую с условно параллельными или почти параллельными бортами, и сужающиеся к оконечностям переднюю, или носовую, и заднюю, или кормовую. Вертикальной продольной (диаметральной) плоскостью (ДП) корпус судна делится на правую и левую части. Диаметральная плоскость может рассматриваться как плоскость симметрии почти для всех судов, кроме небольшого числа специальных. Величина судна определяется его главными размерениями: длиной, шириной и высотой борта. Причем под наибольшей длиной понимают расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей, а под шириной - расстояние в наиболее широком поперечном сечении корпуса. Поперечное сечение корпуса посредине его длины называется сечением по мидель-шпангоуту. Формы этого сечения могут быть различными: от узких, или острых, до полных, или прямоугольных.

Всякое плавающее тело подчиняется общеизвестному физическому закону - его вес всегда равен весу вытесненной им воды. Таким образом, корпус судна погружается или всплывает в зависимости от того, увеличивается или уменьшается его вес, При этом изменяется его осадка - вертикальное расстояние между поверхностью спокойной воды и килем судна. Обычно рассматривают осадку носом и осадку кормой - они различны. Разность их называется дифферентом а полусумма - средней осадкой, измеряемой посредине длины. Для определения осадки в носовой и кормовой оконечностях судна, а иногда и посредине наносят специальные шкалы, на которых осадка отмечена арабскими цифрами, если применяется метрическая система единиц, или римскими, если - английская система (в футах). Понятно, что осадка зависит от загрузки судна: чем она больше, тем больше осадка, и наоборот. Предельными являются осадка судна без груза (в балласте) и осадка с полным грузом (при наибольшей допустимой загрузке); при их превышении безопасность судна резко уменьшается. В конце XIX в. на основе опыта и теоретических расчетов были установлены правила, ограничивающие осадку судов в зависимости от их типов, перевозимого груза, водонепроницаемости корпуса и времени года (сезона). В соответствии с этими правилами, каждому судну назначается минимальная высота надводного борта - разность между полной высотой борта по мидель-шпангоуту и средней осадкой. Высота надводного борта на судах отмечается особой шкалой, называемой грузовой маркой. Грузовая марка состоит из круга (диск Плимсолля), через середину которого проходит верхняя кромка горизонтальной черты; на темном фоне марка обычно белая, а на белом - черная. Верхняя кромка другой горизонтальной черты на борту судна показывает высоту палубы. Расстояние между верхними краями этих линий соответствует минимально допустимой высоте надводного борта при плавании в морской воде летом. Имеется еще ряд марок того же цвета, что и предыдущая, но в виде горизонтальных линий, отходящих от вертикальной черты, которые нанесены рядом с кругом Они отмечают минимальные высоты надводного борта при плавании в пресной воде - П, летом - Л, зимой - 3, зимой в Северной Атлантике - ЗСА и при плавании в Индийском океане летом или в тропических водах - Т. На парусных судах предусмотрены только две дополнительные марки: для плавания в пресной воде и в Северной Атлантике зимой. Линия пересечения корпуса судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды, называется ватерлинией, а плоскость этого сечения - плоскостью ватерлинии Согласно известному закону Архимеда, общий вес судна соответствует весу воды, вытесненной погруженной частью корпуса судна, или весу воды в объеме погруженной части. Это так называемое водоизмещение судна.

При изменении нагрузки изменяются осадка и объем погруженной части судна, а следовательно, и его водоизмещение. Предельными водоизмещениями являются водоизмещения максимально нагруженного и порожнего судна. Разность между ними определяет грузоподъемность судна. Плоскость ватерлинии делит корпус судна на подводную и надводную части. Интересно, что первая называется по-итальянски opera уivа — живое сооружение, а вторая opera toda - мертвое сооружение. Объем водонепроницаемой части корпуса, расположенной выше грузовой ватерлинии, определяет его запас плавучести. Часть корпуса между ватерлинией порожнего судна и грузовой ватерлинией называют поясом переменных ватерлиний. Внутри корпуса размещают груз, двигатели и различные механизмы для работы с лебедками, шпилями и пр. За надводной частью корпуса из эстетических соображений ухаживают чрезвычайно внимательно. Внутри корпуса находятся помещения для экипажа, центр управления и соответствующие механизмы. На военных судах в корпусе и на палубе размещают орудия и командные пункты, защищенные броней. Надводную часть корпуса военных кораблей, представляющую мишень для врага, стараются делать как можно меньше. Остановимся еще на весовых и объемных характеристиках судна. Водоизмещение судна легко вычислить, если среднюю плотность морской воды (1016 кг/м8) умножить на объем подводной части судна. Грузоподъемность судна равна весу перевозимого груза, пассажиров, припасов и топлива, т. е. разности между весом груженого и порожнего судна. Эти характеристики могут быть выражены или в метрических (1 т = 1000 кг), или английских тоннах (1 англ, т = 1016 кг). Для характеристики внутреннего объема судна - вместимости - применяют объемную единицу регистровую тонну, равную 100 англ. фут3, или 2,832 м3. При этом часто употребляется термин «тоннаж». Под тоннажем торговых судов в основном понимают вместимость судна. При этом различают брутто-регистровый тоннаж (валовая вместимость), который представляет общий полезный объем судна, выраженный в регистровых тоннах, и нетто-регистровый тоннаж (чистая вместимость) - разность между брутто-регистровым тоннажем и объемом помещений, не занятых под груз (машинно-котельных отделений, помещений команды и пр.). Под тоннажем военных судов понимается водоизмещение, выраженное в тоннах. Регистровый тоннаж - важнейшая характеристика судна. На ее основе рассчитывают различные сборы, налоги и платежи, собираемые с судна, и начисляют премии. Существуют различные правила для обмера внутренних помещений судна, устанавливаемые классификационными обществами, например правила итальянского Регистра, английского Регистра Ллойда, американского бюро судоходства 2 и др. Имеются и особые правила, например, для обмера судов, идущих Суэцким или Панамским каналами.

Броненосец Петропавловск

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика