Судовые сигнальные средства

На водных дорогах, как и на сухопутных, жизненно важно вовремя увидеть другие средства транспорта и быть ими замеченным. При этом важную роль играет не только оборудование судов техническими вспомогательными средствами, такими как РЛС и радиоустановки, но и оснащение сигнальными огнями, которые могут восприниматься человеческим глазом. К оптическим сигналам, применяемым при плохой видимости, т. е. днем при тумане, дожде или снегопаде и ночью — от захода до восхода Солнца — относятся опознавательные и сигнальные огни. Любое судно, которое находится в море, при плохой видимости или ночью несет сигнальные огни. Они позволяют наблюдателю на другом, находящемся вблизи судне определить положение и направление движения этого судна по отношению к своему. К сигнальным огням относятся белый топовый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй топовый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Они должны быть видны на расстоянии не менее 5 морских миль (9,26 км). Передний топовый огонь находится на 6,10 м выше корпуса судна (главной палубы), задний — на 4,60 м выше переднего. В любом случае топовые огни располагаются выше, чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали. Малые суда длиной менее 45,75 м имеют, как правило, только передний белый топовый огонь.

Ходовые огни

а — расположение ходовых и сигнальных огней; b — судно длиной менее 45,75 м на ходу; с — судно длиной более 45,75 м на ходу; d — парусное судно на ходу; е — парусное судно с вспомогательным двигателем на ходу.

Дополнительно на правом борту судно несет один зеленый и на левом — один красный огонь, которые светят параллельно диаметральной плоскости судна вперед на 112,5° и видны на расстоянии не менее двух морских миль. Оба бортовых огня не видны с другой стороны судна. На корме судна находится белый огонь, видимый на расстоянии двух морских миль, который светит под углом 135° от кормы, т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна. При встрече ночью бортовые огни судна и расположение топовых огней информируют о том идет ли оно навстречу (топовые огни находятся один над другим, зеленый и красный огни при приближении видны) или пересекает курс (нижний топовый огонь находится по правому или левому борту от верхнего, т. е. заднего, зеленый и красный огни на близком расстоянии также видны, благодаря чему примерно можно определить направление движения). Настигая медленно идущее судно, можно видеть только кормовой огонь. В особых условиях эксплуатации суда, кроме этих огней, должны нести установленные международными Правилами сигнальные огни, а днем — сигнальные знаки. Благодаря им другие суда получают нужные сведения, особенно о типе, величине, состоянии движения, деятельности, курсе и удаленности, а также о необходимости и целесообразности маневрирования во избежание столкновения. Парусное судно, как и судно с механическим двигателем, несет бортовые и кормовой огонь. Дополнительно оно может нести на топе фок-мачты два огня один над другим, верхний — красный, нижний— зеленый. Оба огня имеют такие же характеристики, как передний топовый огонь у моторных судов, а дальность их видимости составляет не менее 2 морских миль. Парусное судно, которое одновременно использует двигатель, несет днем на носу один черный конус острием вниз.

Сигнальные огни и фигуры

а — буксир и буксируемый караван длиной более 183 м на ходу; b — «не могу управляться», судно на ходу; с — кабеле- и буеукладчик, промерное судно на ходу; d — кабеле- и буеукладчик, промерное судно без хода; е — «не могу управляться», судно без хода; f — судно с опасным грузом на борту; g — судно длиной менее 45,75 м на мели; h — судно длиной менее 45,75 м на якоре; i — судно, ведущее промысел, (траулер) на ходу; j — судно длиной более 45,75 м на мели; к — судно длиной более 45,75 м на якоре; l — судно, ведущее промысел (не тралом), на ходу; m — судно, ведущее промысел (не тралом), длина рыболовных снастей которого по горизонтали превышает 153 м, без хода; n — лоцманское судно при несении службы на ходу.

Для всех других, не названных здесь типов судов, таких как тральщики, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, технические и спортивные суда, опознавательные и сигнальные огни устанавливаются в национальных и международных Правилах предупреждения столкновений судов в море. Для привлечения внимания и во избежание столкновений морские суда помимо упомянутых обязательных огней или сигнальных фигур (шары, ромбы, конусы, цилиндры, флаги, факелы и ракеты) могут быть оснащены приборами для подачи «проблескового огня» — света с периодичностью от 40 до 60 миганий в минуту. При ухудшенной видимости (туман, пасмурная погода, снегопад, сильный дождь днем или ночью) через короткие промежутки времени подаются звуковые сигналы в виде длинных и коротких гудков в установленном порядке. В качестве звуковых приборов используют свистки (тифоны), колокола и электрические гонги, которые обслуживаются с мостика.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика