Надводный борт - марки углублений

Надводный борт — это расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки, т. е. высота корпуса судна над водой. Это мера запаса плавучести и, следовательно, мореходности судна. При определении высоты надводного борта решающее значение имеют длина судна (чем длиннее судно, тем больше надводный борт), коэффициент общей полноты, высота борта до палубы надводного борта, тип, приведенная длина, а также высота надстроек, седловатость палубы и ее погибь, т. е. все величины, которые определяют запас плавучести. Кроме того, высота надводного борта зависит от груза и, следовательно, от типа судна (грузовое, грузовое с палубным грузом леса, танкер, пассажирское, парусное), его конструкции, а также от времени года (лето или зима). Рзличные грузовые марки показаны на рисунке ниже для правого борта, марки левого борта представляют собой зеркальное отражение марок правого. Измерение ведется всегда от верхней кромки черты. На знаке грузовой марки даются краткие обозначения классификационного органа, под надзором которого строилось судно и в котором составлялось свидетельство о грузовой марке. В соответствии с зонами, которые определяются местом и временем года, грузовые марки имеют следующие обозначения: Л — для летнего периода; 3 — для зимнего периода, ЗСА — для зимнего периода в Северной Атлантике, Т — для тропических районов, П — для пресноводных районов и ПТ — для пресноводных районов в тропиках. Лесную марку надводного борта применяют только тогда, когда судно несет палубный груз леса; эта марка имеет дополнительный знак Л впереди основной.

Под зонами места плавания следует понимать морские районы, для которых в течение всего года действуют одинаковые условия определения надводного борта; такими зонами являются летние и тропические. Зоны времени года— это такие морские районы, для которых в различные времена года условия определения надводного борта различны. Эти районы в тропическое время считаются тропической зоной, в летнее время — летней зоной, а зимой — зимней зоной. Местные и временные границы зон определены на карте и в описании и считаются составной частью международного свидетельства о грузовой марке. Международное свидетельство получают все морские суда заграничного плавания, за исключением военных и промысловых. В аттестат класса каждого судна (за исключением военных) классификационное общество по особым национальным правилам заносит обычно допустимую осадку или надводный борт. Для того чтобы можно было определить осадку судна в любое время, на форштевне и ахтерштевне, а часто и в средней части судна наносят марки углублений. Пользуясь этими марками, можно ориентироваться при определении дифферента и состояния судна при погрузке и разгрузке. Марки углублений используют также при заходе в порты с малой глубиной. В этом случае часто приходится разгружать суда на рейде, пока судно не получит допустимую осадку. Марки углублений вырезают из листовой стали и приваривают или накернивают на корпус судна. Они выделяются на фоне корпуса особой окраской и поэтому хорошо видны. На правом борту осадка указывается в дециметрах, а на левом — в футах.

Грузовая марка и марки углублений

а — грузовая марка грузового судна; b — грузовая марка судна с палубным грузом леса и без него; с — грузовая марка парусного судна; d — расположение грузовой марки и марок углубления; е — марки углубления в корме; f — высота надводного борта; g — марки углубления в носу. 1 — палубная линия; 2 — знак грузовой марки; 3 — надводный борт.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика